Современный дом 7, 2006. Коттедж в футляре

Автор проекта: архитектор Андрей Бугаев.

Лучше купить новое, чем ремонтировать старое  — считают многие владельцы загородных домов и разрушают ставшие непривлекательными ни по размеру, ни по статусу владения до основания, чтобы на их месте возвести новые. Но часто стройка затягивается на годы, затраты возрастают в геометрической прогрессии, а новоселье переносится на неопределенное время.Владельцы этого небольшого, но уютного деревянного дома пошли по другому пути.

Они выбрали реконструкцию. В отличие от перестройки, это менее затратный и более быстрый способ придать старому жилью новый вид, но в то же время и очень кропотливый, требующий от строительной компании немалого опыта и виртуозного владения материалом.

В двухэтажном доме, построенном по типовому канадскому проекту, с двусветной гостиной и крошечными спальнями со скошенными потолками, его владельцы прожили около шести лет. За это время дом обжили, а участок превратился в настоящий подмосковный сад с пирамидальными туями, голубыми елями, фруктовыми деревьями и даже грибницами. Словом, владения напоминали вполне реальную идиллическую сцену с романтических полотен английских пейзажистов викторианской эпохи. Так что менять место жительства или ломать постройку в планы хозяев не входило. И все же им давно хотелось обновить фасады дома, а главное — увеличить жилую площадь (прежняя явно не соответствовала современным стандартам). Мы приступили к разумной реконструкции дома. Не к глобальной переделке, когда независимо от степени износа материалов меняется все, а именно к вдумчивому ремонту, при котором дом сохранил свои характерные черты, а жизнь владельцев — привычный уклад”, — комментирует  архитектор Андрей Бугаев.

Перестройка коттеджа практически не внесла неудобств в быт хозяев: в течение всех ремонтных работ мебель оставалась на своих местах. даже когда мастера перестилали кровлю, из дома не было вывезено ни одной вещи! Реконструкция прошла не только разумно, но и тактично по отношению к сформировавшейся предметной среде. Интерьер дома существенно не изменился (только комнаты увеличились в размерах), зато его внешний облик стал куда выразительнее, чем раньше. Вместо деревянной компактной постройки дачного типа появился статный каменный коттедж с просторной теплой верандой и зимним садом, полностью выполненный из экологически чистых материалов.

При наличии прочного фундамента деревянное строение обладало массой конструктивных недостатков. И главный из них заключался в том, что дом неравномерно осел и лишился правильной геометрии. Натуральное дерево имеет свойство усыхать, поэтому горизонтально уложенный брус или бревно со временем оседает и строение опускается к земле. Часто осадка происходит неравномерно, вот тогда неграмотно построенный дом становится похожим на ветхую кривую избу. Чтобы этого не происходило, опытные строители оснащают деревянные дома системами регулирования осадки, которые крепятся на вертикальные несущие элементы. В их верхней и нижней частях оставляются так называемые деформационные зазоры, в которых устанавливаются компенсаторы — металлические шпильки с гайками. Если один угол дома немного просел, то вручную, подкрутив гайку, можно “подтянуть” до его уровня и другой. Тогда деревянный дом будет оседать ровно и сохранит правильные формы. В данном случае строители дома обошлись без подобных систем, поэтому первое, что пришлось делать при реконструкции — это выравнивать стены.

Из-за того, что дом был собран из достаточно тонкого (130 мм) профилированного бруса и без утеплителя, в осеннее и зимнее время в нем было достаточно прохладно. А эффектный двухметровой ширины балкон регулярно промокал: снег попадал внутрь, таял и вода сквозь щели в полу стекала в подвал. Было необходимо утеплить дом и мало подходящие для российского климата открытые архитектурные элементы. От балкона заказчики решили отказаться и предложили сделать его частью внутреннего пространства дома, присоединив к гостиной и переоборудовав в зимний сад. “фактически перед нами стояли три важные задачи, — говорит автор проекта реконструкции, — утеплить дом, изменить вид его фасадов и расширить жилую площадь за счет присоединения балкона и пристройки веранды”.

Чтобы сделать дом теплым, автор проекта предложил по всему периметру деревянного строения возвести вторую стену — из кирпича. Идею уложить кирпич на кант существующего фундамента отвергли сразу — фундаментную подушку требовалось расширять. Однако заливать бетонный раствор вровень с землей было опасно: зимой грунт замерзает, по весне оттаивает, поэтому в зависимости от сезона уровень отмостки изменяется. “Если бы мы просто долили бетон по периметру фундамента, то из-за движения грунтов рано или поздно его бы порвало, — признается архитектор. — Бетонную площадку обязательно нужно было отрывать от земли. Тогда мы решили ее подвесить: вбили в основной фундамент арматуру и в нескольких сантиметрах от уровня земли сделали опалубку. В итоге получилась подвесная бетонная “полочка”, на которую и уложили кирпич, а также утеплитель — минеральную вату. Так вам удалось и утеплить дом, и сделать надежную кирпичную кладку”.

Присоединять балкон к дому — не то же самое, что ломать межкомнатные перегородки или утеплять лоджию в квартире. Это работа, которая требует серьезных математических расчетов, прочных материалов и филигранного исполнения, в сумме гарантирующих, что в будущем постройка не изменит своей геометрии. Для того чтобы при сносе двух несущих стен (одна из них внешняя, другая ограничивает балкон) дом не сложился, как карточный, было решено поставить массивные металлические подпорки, соединенные друг с другом крепко стянутыми стальными вантами. При сносе стен именно этот стальной каркас и держал крышу. Он же стал конструктивной основой и новой внешней стены. “На подобные манипуляции с пространством решится не каждый владелец дома и строитель. Проектировочные затраты довольно объемны, а ответственность велика. Малейшая неточность — и дом разъедется в разные стороны. Но игра стоила свеч: месяц работы — и гостиная увеличилась почти на десять квадратных метров!” От балконов не стали все же отказываться, но их сделали небольшими, зато с ажурным кованым ограждением.

 

С целью увеличения жилой площади решили пристроить к северному фасаду просторную крытую веранду, в которой расположилась столовая. Причем уровень пола первого этажа оказался на полметра выше уровня пола на веранде, чтобы объединить интерьер последней с прекрасным ландшафтом, окружающим дом. Этой же цели служат панорамные окна высотой от пола до потолка, отделка стен вощеной лиственницей, а также потолочная роспись с изображением лазурного неба, подернутого легкими облачками. “Владельцам хотелось пить зимой чай с вареньем, и чтобы пушистые еловые ветки стучали в окно”, — рассказывает автор проекта. В действительности все именно так и получилось.

На втором этаже у этого же северного фасада было предложено надстроить крытый балкон, повторяющий форму веранды. Правда, он скорее похож на выступающий из кровли световой фонарь. Подобное архитектурное решение помогло увеличить на несколько квадратных метров площадь хозяйской спальни. Теперь помещение полностью преобразилось. Из темной норки, где умещалась только кровать, оно превратилось в полноценную жилую комнату, светлую и просторную.

Важным этапом реконструкции стала модернизация крыши. Пришлось полностью изменить “кровельный пирог”. Смонтированная кровля — это 90% комфорта в доме. Стоит только нарушить технологию монтажа материалов, перепутать слои “кровельного пирога” или не доложить в него какую-нибудь как будет нарушена паро- и гидроизоляция всей конструкции. Узнать, правильно ли испечен “кровельный пирог”, очень просто, достаточно посмотреть, лежит ли на крыше зимой снег. Если лежит, то все сделано правильно, если нет — значит, отсутствует пароизоляционный слой, тепло из жилых помещений улетает и вы ежедневно расходуете электроэнергию, отапливая улицу.

Чтобы сохранить тепло в доме и не дать утеплителю промокнуть, были использованы паронепроницаемые мембраны двух типов:двустороннюю (не дает воздуху проникать из помещения в утеплитель и наоборот и размещается между нижним кровельным настилом и утеплителем) и одностороннюю (монтируется между утеплителем и собственно кровельным материалом). Последняя похожа на тонкую синтетическую пленку, из которой изготавливаются комбинезоны и зимняя обувь для горных спасателей: он пропускает пар и влагу из утеплителя, но обратного хода им не дает. В качестве кровельного материала использовали мягкую черепицу, имитирующую натуральную глиняную.

Завершив строительные работы, мастера перешли к внешней и внутренней отделке. Цоколь облицевали натуральным магнезитом — камнем, напоминающим по своим свойствам гранит, но внешне более эффектным. В его составе присутствует слюда, которая придает серо-серебристой поверхности блеск. Часть фасадов отделали устойчивой к подмосковным природным катаклизмам штукатуркой с наполнителем из гранитной крошки, другую — обшили натуральной лиственницей. Ее покрыли специальными пропитками (в отличие от красок, они позволяют дереву “дышать”), которые придали дереву сочный шоколадно-красный оттенок.

Закончив с фасадами, перешли к интерьеру. На месте присоединенного балкона устроили зимний сад: поставили большие стеклопакеты, пол выложили плиткой, повесили жалюзи, расставили кадки с растениями. В пристроенной веранде сделали “теплые полы”, а шестигранный потолок оформили живописными полотнами работы художника Дмитрия Трофимова. Спальню обшили панелями из лиственницы, покрытой воском двух оттенков. Этот материал еще больше выявил структуру древесных волокон и наполнил помещение лесным, сладко-смоляным ароматом. Придавая дому новый облик, старались максимально использовать старые детали. Так, после реконструкции фасада часть стеклопакетов вернулась на прежнее место. Мастерам лишь пришлось тонировать их рамы в темно-коричневый оттенок, чтобы придать им вид новых окон. Практически не изменились интерьеры гостиной и гостевой спальни:  только частично обновили сосновые панели на стенах. Камин, полы, потолки оставили в нетронутом виде… Внешне дом изменился глобально, хотя реальных переделок было куда меньше, чем кажется. Но ведь в этом и была наша задача!

С новым старым домом удивительно гармонирует ландшафт, напоминающий парковый, без вычурных тропических растений и японских садиков. Здесь высажены только те деревья и кустарники, которые растут в средней полосе России: малина, калина, яблоня, груша, сирень, туя, сосна и, конечно, гордость хозяев — красный дуб, растение, похожее на дуб и клен одновременно. Поздней осенью, когда все деревья роняют последние листочки, оно превращается в дивную пурпурную свечу. Дополняют картину альпийские горки, оформленные достаточно просто, и клумбы с рододендронами, цветущие у кованой беседки. А скоро на участке появится еще одна постройка — бревенчатая баня с украшенным резьбой на манер купеческой избы крыльцом и обвалованным землей цоколем.

Источник: www.dom-online.ru

Ольга Соколова, журнал Современный дом №7 — 2006 г.